И снова в нашей ленте познавательная рубрика и практические рекомендации по настройке автомобильных аудиосистем.
В прошлый раз мы рассмотрели настройку фильтров при “стыковке” сабвуфера и акустики,
а сегодня рассмотрим настройку поканальных систем (в головных устройствах Pioneer этот режим называется “Сетевой”).
Напомним, что в традиционных,
не поканальных аудиосистемах есть кроссоверы, которые “делят” звуковой сигнал,
отправляя верхние частоты на твитеры,
а нижние и средние – на мидбасовые динамики.
В поканальной же системе подразумевается,
что твитеры и мидбасовые динамики подключаются каждый к своему каналу напрямую,
без кроссоверов, а частотное деление настраивается прямо в головном устройстве.
В каналах мидбасовых динамиков включается фильтр нижних частот (ФНЧ) – он пропускает без ослабления сигнал только ниже заданной в меню частоты.
А в каналах твитеров включается фильтр верхних частот (ФВЧ),
он пропускает только частоты выше указанного вами значения.
А ещё в головных устройствах Pioneer можно задать крутизну фильтров – насколько “старательно”
фильтр будет ослаблять сигнал за пределами полосы пропускания
(подробно об этом мы рассказывали в одном из предыдущих постов рубрики).
Первым делом при настройке поканальной системы оцениваем возможности твитеров.
Существует эмпирическое правило, по которому частота ФВЧ в каналах твитеров должна быть хотя бы в два раза выше частоты их резонанса.
В описании она обозначается как Fs.
Правда, во многих случаях она не указывается, но обычно резонанс лежит в пределах от 1 до 2 кГц
(для эстрадных рупорных твитеров – чуть выше).
Поэтому для классических аудиосистем мы всегда рекомендуем начинать настройку,
выставив частоты ФВЧ и ФНЧ в районе 4 кГц, а для эстрадных – 6-8 кГц.
В обоих случаях лучше начинать с крутизны 12 дБ/октава.
Небольшие мембраны твитеров (обычно их размеры – 20-30 мм) физически не могут работать на слишком низких частотах,
поэтому при снижении частоты ФВЧ могут появляться различные призвуки,
звук может приобретать неприятный свистящий или звенящий характер.
Послушайте, насколько чисто звучат верхние частоты и при малейших намеках на появление “грязи” в звучании верхов поднимайте частоту раздела.
Однако в двухполосных системах делать её слишком высокой не всегда рационально:
станет сложнее стыковать твитеры с мидбасовым звеном.
Исключение составляют эстрадные системы – в них ФВЧ в каналах твитеров порой можно поднимать и до 10 кГц при крутизне 12,
18 или даже 24 дБ/октава.
В классических же системах настройка ФВЧ выше 6 кГц может быть оправдана,
если задать невысокую крутизну фильтра – 6 дБ/октава.
Настроив таким образом ФВЧ в каналах твитеров, переходите к настройке ФНЧ в мидбасовых каналах.
Выставьте для начала ту же частоту и крутизну,
что и для фильтра твитеров,
и попробуйте их менять в сторону увеличения или уменьшения.
Следите за тем, как меняется звучание в области средних частот,
и остановитесь на самом комфортном варианте.
При настройке удобно использовать музыкальные треки с вокалом,
ориентируясь на естественность воспроизведения голоса.
Заметим, что в конечном счете частота и крутизна для ФНЧ в мидбасовых каналах
не обязательно должны получиться теми же, что и для ФВЧ твитеров.
При всей кажущейся на первый взгляд сложности,
главное – понять алгоритм и больше доверять собственным ушам.
Следуя описанным выше правилам,
систему с поканальным усилением сможет правильно настроить даже новичок в автозвуке.
Ссылка на источник: Pioneer Russia
На нашем сайте вы сможете легко и просто купить и продать товары из мира автозвука. Честные продавцы и покупатели основа нашего дела!